Убедиться в том, что рынок зоотоваров привлекателен можно даже на том основании, что реклама кормов для животных занимает в телеэфире далеко не последнее место, а как известно, телевизионная реклама стоит очень дорого. Компания Mars, владеющая брендами Pedigree, Chappy, Whiskas, KiteKat, тратит на рекламу миллионы долларов. Согласно опросам, в каждой третьей семье в России живет кошка, в каждой пятой собака, в трех процентах семей есть птицы или рыбки, один процент семей держит хомячков или черепах. В последнее время доходы наших сограждан растут, а чем выше уровень жизни, тем больше люди денег тратят на своих домашних любимцев.
Как видим рынок огромный, но это совсем не значит, что он свободен. Практически, как и любой другой рынок сейчас, рынок зоотоваров достаточно насыщенный и конкурентный. В Москве на сегодняшний день насчитывается более 300 зоомагазинов. Но это совсем не значит, что открывать свой зоомагазин не выгодно. На рынке зоотоваров много вариантов открытия зоомагазинов с достаточно узкой специализацией или наоборот можно открыть супермаркет зоотоваров и услуг для животных. Причем любой формат будет востребован, если он находится в правильном месте и имеет хороший ассортимент и грамотных продавцов.
Как я уже написал, форматов зоомагазинов очень много, прежде чем открывать свой магазин зоотоваров нужно ознакомиться с уже существующими зоомагазинами. Посмотреть, как они работают, где открыты, в каких из них больше покупателей, а где покупателей практически нет, то есть надо провести свое мини исследование рынка зоотоваров вашего города. Можно провести подобное исследование и в Интернете, желательно на форумах, в которых общаются жители города, сможете на основе их мнений понять, чего не хватает любителям домашних животных в существующих магазинах. В любом случае любая дополнительная информация по интересующей Вас теме не будет лишней перед открытием магазина. Очень хорошо если у Вас есть домашние животные и Вы сами являетесь постоянным покупателем зоомагазина, тогда у вас будет представление, что нравится в существующих магазинах, а что можно сделать лучше. И конечно, совсем идеальный вариант, если у Вас ветеринарное образование и обширные познания о домашних животных.
Самый простой и малозатратный способ начать бизнес в сфере зоотоваров, это открыть небольшой магазин, где ассортимент будет состоять из корма, средств по уходу за животными и аксессуаров. На открытие такого магазинчика не нужно получения лицензий, площадь его может быть от 10 м2. Затраты на открытие такого зоомагазина составят от 150 000 рублей. Место для небольшого магазина лучше искать в спальном районе, если рядом нет конкурентов, можно смело открывать свой небольшой зоомагазин, а при правильном ассортименте и адекватных ценах, свой покупатель у такого магазина всегда найдется.
Ассортимент в небольшом зоомагазине следует формировать из наиболее ходовых позиций, а это товары для кошек и собак. Окупаются обычно такие небольшие магазины в течение одного года, но большой прибыли с одного магазина ожидать не стоит. Обычно владелец зоомагазина, открыв один магазин и отработав технологию продаж, открывает следующий. Средняя наценка в небольших зоомагазинах составляет 30%, на самый ходовой товар (популярные корма, наполнители для туалета) наценка меньше, на более редко покупаемые позиции наценка может доходить до 200%.
Второй формат зоомагазина подразумевает широкий ассортимент зоотоваров, начиная от кормов и заканчивая продажей самих животных. В этом формате совсем другие требования к площади магазина, персоналу и подбору ассортимента. Торговая площадь для широкопрофильного зоомагазина обычно начинается с 70м2. Место можно найти как в центре города, так и в спальном районе, прибыльным будет открытие зоомагазина при ветклинике или недалеко от нее. На открытие такого магазина потребуется от 1 000 000 рублей, окупаемость от одного года до двух лет. Ассортимент должен быть широким и в тоже время в него должны входить товары, которые пользуются хорошим спросом, эксклюзивные и редко покупаемые позиции продавать в таких магазинах лучше под заказ.В ассортимент должны входить животные, клетки, домики, игрушки, должен быть отдел ветеринарных препаратов, витаминов, минеральных добавок. Хорошую прибыль можно зарабатывать на продаже животных, но следует учесть, что при неправильном содержании животные могут погибнуть. На животных обязательно должны быть все необходимые бумаги, иначе придется платить штрафы.
Продавцы широкопрофильного зоомагазина должны быть профессионалами, отлично разбираться в животных и в товарах имеющихся в продаже. Компетентная консультация очень важная составляющая успешности зоомагазина. Если продавец видит, что покупатель неопытный, нужно расспросить о его питомце и помочь сделать правильный выбор. Реализация лекарственных средств для животных подлежит лицензированию. Для получения лицензии в штате магазина должен быть ветеринар, но ветеринар нужен не только для получения лицензии, если в магазине работает ветеринар-консультант, это повышает доверие покупателей и увеличивает продажи.
Третий вариант магазина зоотоваров – это специализированный магазин, если у Вас есть опыт и знания, в какой-то одной области можно открыть узкоспециализированный магазин. К примеру, все большую популярность набирают аквариумы и можно открыть магазин специализирующийся исключительно на аквариумных рыбках. Занимаясь аквариумными рыбками можно продавать широкий ассортимент рыбок, аквариумов, кормов для рыб, ветеринарных препаратов, книг по аквариумным рыбкам. Продавец должен в совершенстве владеть информацией о продаваемом товаре. Дополнительно зарабатывать можно на изготовлении аквариумов на заказ, монтаже, на дизайнерском оформлении аквариумов, обслуживании аквариумов. Если выбрана именно узкая специализация, то нужно предоставить покупателям весь комплекс услуг в этой нише и при продаже товара давать исчерпывающую консультацию, тогда можно рассчитывать на популярность Вашего магазина. Наценка в таких магазинах выше, чем в широкопрофильных, но за большую цену покупатель получает качественные консультации и возможность купить уникальные товары, которые не продаются в широкопрофильных магазинах.
Наконец, еще один интересный формат - это зооцентр. Отличительная черта зооцентра, наиболее полный ассортимент товаров и услуг для животных. Не обязательно делать зооцентр одной копании, можно скооперироваться и создать центр, где несколько компаний будут дополнять друг друга услугами и товарами. Такой центр может сделать владелец торгового центра, привлекая соответствующих арендаторов. В состав зооцентра может входить ветеринарная клиника, специализированные магазины, парикмахерская для животных, гостиница для наших питомцев, даже ателье для пошива одежды, ведь все большую популярность приобретает одежда для наших питомцев. В таком центре могут быть и магазины смежных направлений, которые продают комнатные цветы, все для рыбалки и т.д.
Если планируется открывать небольшой магазин, разумнее начать работать с одним поставщиком, у которого широкий ассортимент, пусть даже цены будут не самые лучшие. Чем больше планируемый к открытию магазин зоотоваров, тем с большим количеством поставщиков выгоднее работать, чтобы закупать товар по лучшим ценам. У поставщиков можно попросить рекомендаций по формированию начального ассортимента, в начале работы ошибки в ассортименте неминуемы, но через пару месяцев будет понятно, что пользуется спросом, какой товар докупить, а что надо возвращать обратно поставщику (обговорите эту возможность заранее). В любом случае для формирования начального ассортимента надо исходить из того, что в ассортименте обязательно должны быть корма для кошек, собак, грызунов, птиц и сухие корма для рыбок, наполнители для туалета, средства по уходу за животными и аксессуары. Если будете продавать животных, формируйте сразу линейку дополнительных товаров, которые могут купить с этим животным. Предпочтение отдавайте товарам известных производителей, которые активно рекламируют.
Продажи зоотоваров можно увеличить за счет создания Интернет магазина товаров для животных, при правильном подходе можно получать немало дополнительных заказов. Для обслуживания заказов из Интернета потребуется служба доставки, можно организовать доставку собственными силами или заключить договор с курьерской службой. Еще несколько советов для увеличения продаж и получения постоянных покупателей. Не надо гнаться сразу за большой прибылью, лучше посоветовать купить клиенту нужный ему товар, а не более дорогой. Покупатель это оценит и придет в следующий раз в Ваш магазин. Проводите дегустации, раздавайте пробники товаров, сообщайте покупателям о новинках, устраивайте акции. Весь товар должен быть хорошо выставлен на витринах и тематически сгруппирован, ценники должны быть большого размера. Если в магазине продаются животные, выставьте их в лучших местах, часто как это покажется странным, покупка животного импульсивна. Если в магазине продается товар под заказ, информация об этом должна быть легко доступна покупателю, на такой товар должны быть красочные каталоги и исчерпывающая информация. В зоомагазине должно хорошо пахнуть, даже если там продаются животные, позаботьтесь о хорошем микроклимате.
Самые частые проблемы в этом бизнесе связаны с подбором качественного персонала, продавцы должны не только досконально знать все о товаре, но и уметь продавать, что встречается не часто. Вторая сложность, сохранность продаваемых зверей, особенно экзотических, их не так легко содержать, а любая оплошность может стоить питомцу здоровья или даже жизни.