Семейство Александра Симонова не имело к бизнесу никакого отношения. Мама-геолог и папа-электрик жили в далеком северном городе Апатиты (ставшем теперь всем известным), а потом взяли и переехали с маленьким сыном в Москву. Здесь Александр окончил школу, а вслед за ней - Московский экономико-статистический институт. - Идти работать на кого-нибудь совершенно не хотелось,- рассказывает Александр. - Я еще в школе был ужасно предприимчивым мальчиком. Интересовался компьютерами, которые тогда только-только начали появляться, записывал и продавал игры на аудиокассетах. В общем, бизнес- это именно то, чем я всегда хотел заниматься. Тем более что это были уже 1990-е, казалось, кругом море перспектив. Поэтому, еще учась в институте, я ударился в коммерцию. Но времена были не только романтические, но и тяжелые. Поэтому стабильного бизнеса не получалось. - С каких видов деятельности вы начинали? - Да с самых разных. На "Горбушке", например, торговал видеокассетами. Крупная фирма Playback их записывала, а мы организовывали торговые точки. У нас их было две. Потом, как все, возили самый разный товар из-за границы. То есть нам его возили, а мы продавали. Да чем только не занимались. Один из последних моих проектов- игрушки. Мягкие китайские для автоматов, которые в магазинах стоят. Плюшевыми зверями были завалены весь наш арендованный офис, склад, и еще часть валялась по домам. Но к этому делу ни у кого душа не лежала, поэтому направление быстро свернули.
Один из партнеров Александра по игрушечному бизнесу оказался в прошлом мастером по реставрации и эмалировке старых чугунных ванн. И невзирая на разностороннюю предпринимательскую деятельность, мысли об этих ваннах он не оставлял. В 2002 году Александр идею партнера подхватил, взял на себя все хозяйственные хлопоты и организовал фирму по эмалировке ванн.
Никто даже не заметит
- Мы вместе с партнером подняли кучу контактов, нашли мастеров, создали команду. Поначалу это было непросто: многие люди к тому моменту уже привыкли работать на себя и забыли, как это - звонить, отчитываться и делиться прибылью. - Кому-то из мастеров ваше предложение было выгодно? - Конечно. Когда ты работаешь на себя, нужно самому заботиться о рекламе, принимать заказы, закупать материалы. А так все это делают другие люди, ты только звонишь вечером и получаешь адреса клиентов. А если некогда или хочется отдохнуть, уехать в отпуск, то просто сообщаешь об этом координатору. - А если мастера, например, не устраивает материал, который закупает фирма? Допустим, сам он мог бы купить его дешевле. - Такого в нашем случае просто не может быть, потому что мы используем материал, изготовленный специально под заказ, который, в свою очередь, сформирован и разработан нашими мастерами. Кроме того, мы закупаем оптом, а это, как известно, всегда дешевле. За ту же цену на рынке можно купить только низкокачественную токсичную эмаль, которая будет пахнуть несколько дней и облупится через пару лет.
- Много ли фирм тогда работало на рынке реставрации ванн? - Одно время мы вообще были монополистами. Периодически кто-то пытался организовать бизнес, но, как правило, это были частные мастера, которым на открытие своего дела попросту не хватало средств.
Все-таки бизнес требует хоть и небольших, но вложений. Ситуация изменилась лишь в последние пару лет: множество фирм, занимающихся бытовым ремонтом, стали предлагать эмалировку как одну из возможных услуг. То есть они это делают, но не специализируются на ваннах. Результатом такого отношения является то, что, позанимавшись восстановлением эмали какое-то время, фирмы из той ниши уходят, оставляя после себя негативное отношение многих клиентов к этой услуге. Ведь на самом деле процедура восстановления эмали - технически сложный процесс, требующий высокой квалификации мастера и имеющий множество нюансов, которые можно освоить исключительно благодаря опыту. - Вы сказали, бизнес требует небольших вложений. Это сколько? - На сегодняшний день - около $7 тыс. Тогда было немного меньше. - На что нужны эти деньги? - На аренду склада под материалы, на сами материалы, на диспетчеров, на рекламу. Вот, собственно, и все. - Какого рода реклама нужна в этом бизнесе? - Сейчас у нас есть сайт, который, кстати, я сделал собственноручно от и до, чтобы попрактиковаться по специальности, когда получал второе высшее образование. А поначалу размещали объявления в специализированных журналах и газетах о строительстве и ремонте. И кстати, продолжаем размещать. Потому что если взять акриловые вкладыши, которыми мы тоже с некоторых пор стали заниматься, то здесь целевая аудитория отличается от той, которая заказывает эмалировку. Первые собирают информацию в основном в Интернете, вторые по-прежнему изучают печатную продукцию.
- В чем разница между эмалировкой и акриловым вкладышем? - Эмалировка- это покрытие чугунной ванны эмалью после предварительной обработки поверхности. На самом деле вся суть именно в этой обработке: от нее зависит и то, как ляжет эмаль, и то, сколько она продержится. Естественно, от самой эмали это тоже зависит, но это уже вопрос материала, а не мастерства. А акриловый вкладыш- это новая ванна, которая вставляется внутрь старой чугунной. То есть некая заготовка, которую приносит мастер, вставляет, приклеивает, если так можно выразиться, к старой поверхности и совмещает сливы. После этого ванна выглядит как новая. Если переднюю ее часть закрыть экраном, то о том, что у вас чугунная основа и вы сэкономили, никто не догадается. Также можно во время установки вкладыша заменить обвязку и провести какие-либо дополнительные сантехнические работы. У меня самого вкладыш стоит - скоро родится второй ребенок, которого приятнее купать в новой ванне.
- Чем отличаются потребительские группы акрилового вкладыша и эмали? - Эмалировка стоит вдвое дешевле - 2 тыс. руб., но и служит меньше. Поэтому ее в основном заказывают пенсионеры, администрации гостиниц, где идет ремонт, и люди, которые живут на съемных квартирах и не планируют пользоваться ванной дольше пяти-семи лет. А акриловый вкладыш стоит 4,5 тыс. руб., но и служить будет 20 лет как минимум. И вообще это выглядит как новая ванна. Заказывают его частные лица, люди с невысоким доходом либо те, кто желает сделать недорогой ремонт и не хочет мучиться с отбитой плиткой, выносом старой ванны и тому подобными неприятными вещами.
Практически эксклюзивное право - Акриловыми вкладышами мы начали заниматься не сразу. Первые два года существования бизнеса было просто не до того. Я получал второе образование в Академии народного хозяйства по специальности "экономист-информатик". Женился, ребенок у меня родился. Не до развития компании мне было. Потому, наверное, первое время мы хотя и понимали, что вкладыши - это серьезная конкуренция бизнесу, но относились к ним довольно скептически. - Это как? - Ну, например, нам звонили и спрашивали, в чем разница и чем эмалировка лучше, а мы начинали рассказывать, что от вкладыша у вас будет ощущение, будто вы моетесь в пластмассовом тазике. Ну и так далее. Все негативные стороны расписывали как могли. До тех пор, конечно, пока я сам на это дело не посмотрел и не понял, что идея отличная и имеет смысл этими вкладышами тоже заняться. Поэтому мы расширили поле деятельности. И это оказалось очень выгодным. Себестоимость работ и материалов по эмали и вкладышам отличается не сильно, а сама установка во втором случае в два раза дороже. То есть новое направление с точки зрения бизнеса однозначно прибыльней. Тем более, когда мы только начали им заниматься, установка стоила еще на 1,5 тыс. руб. дороже: не 4,5, а 6 тыс. руб. - За счет чего снизились цены? - Только за счет конкуренции. И все. Раньше с каждого заказа мы получали на 1,5 тыс. руб. больше, чем сейчас. Но с этим ничего нельзя поделать, если хочешь остаться на плаву. - А закупочная цена на вкладыши не упала? - Нет. Вкладыши производят на сегодняшний момент всего два завода, оба российские. И они держат цены на одном уровне. Иногда предприятия используют импортное сырье- австрийское или какое-нибудь еще. Но сами вкладыши производят все равно у нас. Потому что- посудите сами- кому они нужны на Западе? Там у людей достаточно денег, чтобы купить себе просто новую ванну. - Почему вы продолжаете заниматься эмалировкой, если вкладыши выгоднее? - Смотрите. На эмалировке у нас работают 15 мастеров. В среднем каждый из них выполняет по два заказа в день, хотя все сильно зависит от сезона: летом их может быть и четыре. Считаем: 30 заказов в день умножить на 30 дней - получается 900, ну, пусть 1 тыс. заказов в хороший месяц. Умножаем на 2 тыс. руб.- получаем 2 млн. руб. в месяц. Учитывая, что дела не всегда идут так гладко, будем считать, что среднегодовой оборот по эмалировке- 1,5 млн. руб. в месяц. Чтобы получить те же 1,5 млн. на акриловых вкладышах, их нужно устанавливать не по 30 в день, а по десять. И делать это могут всего пять человек. Но! На эмалировке у нас работает слаженный коллектив, с которого все когда-то начиналось. Закрыть это направление - значит, лишить заработка более 15 человек, включая менеджеров и снабженцев. И потом, акрилом занимается все больше компаний, а эмалировка так и осталась нашим практически эксклюзивным правом. По крайней мере, мы точно знаем, что у нас работают лучшие. Человек, который когда-то подал эту идею, сейчас является руководителем направления, а мне уже не приходится этим заниматься совершенно. Так почему бы не быть эмалировке? Она не мешает развитию, приносит прибыль и дает возможность 15 квалифицированным специалистам кормить семьи. - Вкладыши делаются каждый раз под заказчика, эксклюзивом? - Конечно же, нет. Это серийное производство. В России в основном есть четыре типа ванн: 1,5 м и 1,7 м. Оба размера бывают прямоугольной и трапециевидной формы. Эти четыре вида и производят заводы. Когда нам звонит клиент, мы интересуемся замерами, чтобы определить, какая именно ванна стоит у него дома. - Но есть же сидячие ванны в "хрущевках" и прочие отклонения от стандарта? - Есть, конечно. Но в сидячую ванну никто вам акриловый вкладыш не поставит. Потому что для этого надо было бы запустить отдельную линию на заводе. Так что вариант тут один - эмалировка. - Как вы видите развитие своего бизнеса? - Недавно мы стали заниматься действительно эксклюзивной деятельностью - реставрацией поверхностей дорогих акриловых ванн, джакузи и т. д. Кроме нас этого, по-моему, вообще сейчас никто не делает. Восстановлению подлежат любые повреждения акрила, вплоть до пробоин размером с теннисный мяч. А еще в "Юни-профи" полтора года назад само собой открылось новое направление- ремонт. На сегодняшний день у нас три бригады, которые трудятся над квартирами, офисами и бытовыми помещениями. В эту нишу мы шагнули не по собственной инициативе. К примеру, у нас есть оптовый заказчик - гостиницы, в которых надо отреставрировать целый этаж с ваннами. И этому же заказчику нужен ремонт. Так почему бы не собрать хорошую бригаду и не предоставить клиенту и эту услугу тоже? - То есть вы работаете только по знакомым? - Практически. В нашем случае на сегодняшний день в основном работает сарафанное радио. Автор: Ксения ЕлкинаИсточник: Ежедневная деловая газета БИЗНЕС
|