В Ведах говорится, что продолжительность жизни каждого человека предопределена, то есть, человеку отпущено определенное количество времени, которое он проведет в материальном мире в этом теле. Это количество отпущенного Богом времени человек изменить не может.
Поэтому, время само по себе – это ценность, и эту ценность мы тратим по-разному. Многие пользуются только материальной ценностью времени, заботясь о накоплении денег, приобретении материальных вещей и удовольствий, которые может предложить наш разнообразный физический мир.
Жизнь в человеческом теле – это большая редкость, так как, по Ведам, всего существует 8 400 000 форм жизни, и только 400 000 форм из них – человеческие формы. Остальные формы жизни – это растения, насекомые, птицы, обитатели вод и звери.
Но время обладает еще и духовной ценностью. Веды говорят, что человеческая форма жизни предназначена для самосознания (в отличие от животных форм жизни), поэтому для человека время должно иметь и духовную ценность тоже.
У человека, в отличие от животных, есть самоосознание и разум, и эти две вещи, если их использовать по предназначению, приводят человека к самопознанию (познанию своей истинной духовной природы) и освобождению от страданий материального существования. Если разум и самоосознание не используются по предназначению, человек рискует в следующей жизни получить тело животного.
Неиспользуемые возможности уходят, а неиспользуемые способности атрофируются, так же само душа (индивидуальное сознание) лишается возможности получить в следующем воплощении человеческую форму жизни, если в этой жизни человек не понимал духовную ценность времени и не использовал возможности для духовного роста, самопознания и освобождения.
Что значит духовная ценность времени?
Это факт, что время уходит. Каждые сутки нам дается 1440 минут времени, и, с духовной точки зрения, мы понапрасну расходуем время, если не занимаемся духовной практикой, самосознанием. И когда приходит время покидать этот бренный мир, в каком состоянии сознания мы его покидаем? «Мучительно больно за бессмысленно прожитые годы», потому что всю жизнь мы были привязаны только к материальному, а теперь лишаемся всего этого, ничего не зная о духовном. Для материалиста это означает – потерять всё.
Человек, который в течение жизни занимался духовной практикой, самопознанием и самоосознанием, не так сильно переживает по поводу материальных потерь, потому что он больше привязан к вечным духовным ценностям. И чем дальше он продвинулся на пути самоосознания, чем меньше отождествляет себя с материальным телом, чем меньше привязан к преходящей материи, тем легче ему всё это оставить, и смерть для него – это не потеря, а освобождение.
В Ведах говорится: «в каком состоянии сознания человек покидает тело, в точно таком же состоянии сознания он получит новое тело». То есть, следующая жизнь продолжится с той вершины, которой человек достиг в этой жизни. Поэтому, если человек духовно прогрессирует, этот прогресс продолжится в следующем воплощении. Если же человек не использует человеческую форму жизни по назначению, и время для него не представляет духовной ценности, он неизбежно деградирует, рискуя в следующей жизни родиться в более низкой форме жизни, где возможности духовного прогресса нет, так как нет разума и самоосознания.
Занимаясь духовной практикой, человек постепенно начинает понимать духовную ценность времени. Избавляясь от излишних материальных привязанностей, развивая свой разум и лучшие человеческие качества, познавая свою истинную духовную природу (вечность, знание, блаженство), индивид все больше понимает духовную ценность времени. И тогда материальная ценность времени уменьшается - вместе с материальными желаниями, материальными проблемами и соответствующими страданиями.
Это духовный прогресс, ведущий к освобождению души из ловушки материального существования.